История села и храма

Время образования села Ляхи не известно. Но из сохранившейся жалованной грамоты Ивана III от 1491 года следует, что до этого года Ляхи уже существовали и были во владении Великого Князя Московского, и в этом году были подарены боярину Константину Муромцеву.

Это самое раннее упоминание тогда еще деревни Ляхи.
Приведем этот источник — «Жалованная несудимая грамота вел. кн. Ивана III К. Д. Муромцеву на деревни Славцово, Глубокое, Ляхи, Ескину и Мартеву в Унженском стану Муромского уезда» за декабрь 1491 года.
Текст грамоты:
«Се яз, князь велики Иван Васильевич всея Руси, пожаловал есми Костю Дмитриева сына Муромцова в Муроме в Унженском ста[ну]своими великого князя деревнями деревнею Славцовым да деревнею Глубоким, да деревнею Ляхи, да деревнею Ескиным, да за Окою рекою деревнею Мартевым под Домною под Федоровою женою Елизарова. Что ми бил челом, а сказывает, что де те деревни за Домное земли моей великого князя, а зовет де их своею вочию. И оже буде так, и яз его теми деревнями пожалова[л] со все[м] с тем, что к ним потягло. И хто у него в тех деревнях учнет жити людей, намесници мои Муро[м]ски и их тиуны тех его людей не судят, оприч душегубства и розбоя с поличным, и кормов своих у них не емлют, и не всылают к ним ни по что. А праведчики и довочики доходов своих не берут и не въежжают к ним ни по что. А ведает и судит Костя те[х] своих люде[й] Костя сам или кому прикажет. А случится суд [с]месной тем его людям з гороцкими людми или с волосными и намесници мои их тиуны судят, а Костя или его прикащик с ними ж судит, и присудом делятся наполы. А кому буде чево искати на Косте или на его прикащике, ино его сужу яз, князь велики, или мой боярин веденой.
А дана грамота лет девятдесять десятого декабря.
А назаде припись: князь велики всея Руси.» (ГАТО, ф. 2202, on. 1, д. 447, л. 1.)

Далее в течение всего XVI века нам не известны существующие письменные упоминания деревни Ляхи.
А вот в XVII веке встречается уже несколько письменных источников, в которых упоминается большая деревня, а затем село Ляхи.

В писцовых книгах 1629 — 1630 годов половина сельца Ляхи записана за боярином князем Борисом Михайловичем Лыковым, поступила ему по закладной кабале муромского посадского человека Меркурия Клепина, другая же половина была прежде вотчиной князя Якова Васильевича Голицына, а после им отписана на имя государя.

Церковь в писцовых книгах 1629 — 1630 годов не отмечена, следовательно ее в Ляхах тогда еще не существовало.

Бывали в Ляхах и иноземные путешественники, о чем мы имеем сведения из их путевых заметок.
Известный  немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик АДАМ ОЛЕАРИЙ в своих путевых заметках «ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ГОЛШТИНСКОГО ПОСОЛЬСТВА В МОСКОВИЮ И ПЕРСИЮ» за 9 июля 1636 года пишет:
«В течение этой ночи, как и следующего дня, мы по обе стороны реки встречали разные деревни, монастыри и кабаки, вид на которые среди зеленого леса был очень привлекателен. Главнейшие из этих местностей: Починок Татарский, в 3 верстах от Касимов-города, Село Перьево, в 7 верстах, кабак, в 8 верстах, Брод, в 5 верстах, р. Мокша, в 8 верстах, кабак, в 2 верстах, Сатеево, в 13 верстах, монастырь Андреянова Пустынь, в 4 верстах, Елатьма, в 3 верстах. Последняя — большая деревня, заключающая в себе 300 крестьян; принадлежала она боярину Федору Ивановичу Шереметеву. Далее следуют 20 верст до сухой степной местности Русбонор [Русбонор. В подл.: Rusbonor. На нынешних картах ничего сходного нет. Это, по Олеарию, — Heide “сухая степная местность”, а никак не “бор, сосняк”, как переводит П. Барсов. Другие названия, упоминаемые на этой странице, большею частью, могут быть найдены на картах ], направо от реки.
9 того же месяца встретили мы церковь Воскресенья, в 10 верстах. Местность эта обыкновенно называется Воскресенской Мелью. [Далее следовали] большая деревня Ляхи, в 5 верстах (она принадлежит государственному советнику князю Борису Михайловичу Лыкову), и монастырь Пречистой Рязанской, в 10 верстах. Затем приехали мы к городу Мурому, населенному русскими и татарами. Здесь начало поселений мордовских татар, которые все покорны великому князю. Так как в городе имеется рынок, то мы и послали своих толмачей, чтобы они закупали нам свежей провизии.»

А в марте 1669 году еще один иностранец —  голланский путешественник Ян Стрейс посетил Ляхи, о чем и оставил запись в своих путевых заметках «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ»:
«22-го бросили якорь в Касимове-городе, маленьком городке, принадлежащем князю Рескитскому. Узнав, что князь с матерью были в нем, мы отправились в кремль, чтобы засвидетельствовать свое почтение; но там нам сказали, что, он уехал в Москву. Впрочем мы были очень хорошо приняты его управляющим, которого за учтивость отблагодарили подарками, сколько нам известно, по его вкусу. Этот город был прежде под властью Татар, ныне же он в зависимости от Московского царя, власть которого над собою и своим достоянием признал князь Рескитский еще 12 лет от роду.
23-го мы видели еще много сел и монастырей, а 24-го остановились в селе Ляхи (Прим. редактора — Недалеко от Елатьмы, на половине пути от Касимова до Мурома, находится и ныне большое село Ляхи.), самом большом из всех виденных нами до сих пор сел. Из Ляхов отправились в Муром. Этот маленький городок, населенный Москвитянами и Татарами, называемыми Мордвой, составляет границу последних, хотя находится под властью царя.»

И уже к концу XVII столетия, как отмечено в окладных книгах 1676 года, здесь была построена церковь во имя Всемилостивого Спаса; при церкви в то время был «двор попа Фёдора и двор дьячков, в приходе двор боярский. А в нем живет приказчик, крестьянских 75 дворов и 23 двора бобыльских, деревня Шиморское, а в ней 13 дворов крестьянских и 4 бобыльских. Земли церковной из боярских дач 12 четвертей в поле, сенных покосов на 60 копен».

Вышеупомянутая церковь была деревянная, в середине XVIII века она сгорела и на ее месте была построена новая деревянная же церковь во имя святого Алексия, митрополита Московского.

В 1802 году на средства известного железозаводчика Ивана Родионовича Баташёва был построен в Ляхах каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, деревянная же церковь существовала до 1848 года и в том же году она сгорела со всем имуществом. От этого пожара пострадал и каменный храм: иконостас и иконы были вынесены из него. После пожара в трапезе было устроено два придела. Внутренние церковные украшения в то время были крайне бедны. Обновление храма было совершено в 1870 — 1872 годах на средства купца Назарова: им был устроен новый иконостас и новые иконы для главного храма; все работы по обновлению храма стоили более 15 тысяч рублей. Всего же в храме было три престола: главный — в честь Спаса Нерукотворного образа, в приделах теплых — в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святого великомученика Георгия.

В статистическом описании конеца XIX века говорится: Утварью, ризницей, св. иконами, богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Замечательного ценностью или древностью в церкви не имеется.

Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников около 500 рублей в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Земли при церкви: пахотной 18 десятин, сенокосной и под мелким кустарником 15 десятин, усадебной 1 десятина; земля неудобна и доходов почти не приносит.

Приход состоит из села Ляхи и деревни Черниченки (1 верста от церкви), в коих по клировым ведомостям числится 1056 душ мужского пола и 1120 женского, в том числе 24 души раскольников.

Храм был выполнен в формах позднего классицизма. Основное ядро храма составляла монментальная , прорезенная 16 окнами, ротонда, построенная на кубический объем, северный и южный фасады которого завершены фронтонами. Храм в селе Ляхах и пропорциональным строем, и архитектурной разработкой форм свидетельствует о том, что над его возведением трудился незаурядный зодчий, профессионально владевший приёмами архитектуры классицизма и при этом обладавший своим почерком.

Как уже отмечалось выше, церковь эта строилась по заказу Ивана Родионовича Баташёва. Архивные материалы свидетельствуют, что в этой семье традиционно уделялось внимание обучению крепостных «художеству гражданской архитектуры». По документам 1794 года известно, что у Баташёва был свой архитектор и вполне вероятно, что Спасская церковь строилась именно им. С незначительными изменениями, полученными вследствии пожара 1848 года храм сохранялся вплоть до закрытия в 1930-х годах.

С приходом советской власти начался этап разрухи. В 1935-м году храм был закрыт (Дело о закрытии храма в ноябре 1934 — июле 1935 г.: ЦАНО (Центральный архив Нижегородской области). Ф. Р-2626. Оп. 2. Д. 745. Л. 1-22.). Были сняты церковные колокола, разрушены колокольня, иконостас. Часть икон была спасена местными жителями (спрятана от властей).

Нам известны члены последнего церковного совета при Спасском Храме. Из «именного списка церковных общин и членов церковного совета и учреждений состоящих в них по состоянию на 1-ое июля 1935 год»:

Именной список членов церковного совета Ляховской церкви

1. Сахорнов Михаил Николаевич
2. Сахорнов Василий Николаевич

3. Кудимова Мария Николаевна
4. Конышева Мария Федоровна
5. Лаврентьева П. Д.
6. Бирюков Петр Иванович

7. Ильин Михаил Мав.

8. Конышев Ал. Кар.
9. Митенков Илья Васильевич

10. Конышев Евд. Павл.
11. Проклов Иван Прок.

 

После войны в помещении церкви находилась электростанция, в трапезной части храма стояли дизельные генераторы тока. Затем в храме была устроена спичечная фабрика, сгоревшая и принесшая ущерб помещению. После этого помещение бывшего храма заняло пожарное депо. Пожарную технику ставили прямо внутри храма, в алтаре была устроена комната отдыха (!!!). Вместо окна алтаря была прорублена дверь, пристроено помещение под котельную. В итоге архитектура храма была нарушена.

В советский период здание храма очень изменилось и разрушилось: сильно разрушена кладка, кровля, полы; главы и кресты утрачены; дверные заполнения не сохранились; на северной стене храма прорублены большие проемы и установлены металлические ворота (видимо, для въезда пожарной техники); окна частично заложены кирпичом или деревянными щитами, лишь в отдельных проемах сохранились решетки; лестница на колокольне отсутствует. Печально констатировать, что история храма в Ляхах в советский период — это история его разрушения и разорения…

Время шло. На основании известного постановления правительства о свободе религии и вероисповедания по всей стране стали восстанавливать церкви и открывать приходы. Старая идеология оставалась в прошлом. Русское православие получило свободу в своей деятельности, народ перестал скрывать веру в Бога.

Вот и в Ляхах в 1990 году на сельском сходе было принято решение об открытии Ляховского прихода. Решением сельского Совета из храма была выведена пожарная часть, ее перевели в старые мастерские колхоза «Путь к коммунизму».

Деньги на восстановление здания было решено собрать за счет добровольных взносов жителей села Ляхи, деревень Черниченка, Высоково, Паново, Толстиково и других близлежащих населенных пунктов. Для этого на сельском сходе была выбрана инициативная группа в составе десяти человек, которую стали называть «церковная десятка».

В 1991 году по заказу церковного совета было принято решение о реставрации церкви. Из-за отсутствия достаточных средств не все работы удалось выполнить. В результате проводимых работ был установлен купол и ограда.

Рабочими цеха № 15 Муромского приборостроительного завода были изготовлены электрокамины для отопления помещения церкви. Восстановление здания длилось около трех лет: с 1991 по 1994 годы.

В это время в здании бывшего детского сада на улице Октябрьской был открыт молебный дом, местные жители приносили сохранившиеся иконы. Служба в храме возобновилась только в 1994 году. А поэтому этот год можно считать началом новой жизни храма.

После 1999 года восстановительные работы были продолжены: были проведены фасадные работы, восстановлено 16 окон на куполе и два боковых окна. Пол выложен плиткой, восстановлены внутренние стены. Смонтирована сигнализация. На сегодняшний день пока остается не восстановленной трапезная часть храма. Однако восстановительные работы планируется продолжить.

Храм в честь Спаса Нерукотворного Образа села Ляхи прошел в своей истории все этапы, присущие русской православной церкви, и он по праву является историческим памятником русского православия.

Источники:

  1. Библиотека древних рукописей. http://drevlit.ru
  2. Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4, Губ. гор. Владимир, типо-литография В.А. Паркова, 1897 г.
  3. Федотова М. Я. «Святыни земли Меленковской». Владимир, 2008
  4. Захаров А. А. «История России в судьбе Храма Спаса Нерукотворного», газета «Коммунар» г. Меленки № 7 (9933) от 2 февраля 2007 г.